Яблонская Ольга Александровна, учитель-дефектолог

Космические просторы - для старшего дошкольного возраста

Родителям рекомендуется:

 — объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;

 — рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;

 — рассказать ребенку о первом космонавте — Ю.Гагарине.

 

Задание 1. Выучить стихотворение.

В небо ракета стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит сильный и смелый.

 

Задание 2. Отгадать загадку.

Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. (Ракета)

Выложить фигурку из спичек по образцу.

 

Задание 3. Объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

 

Задание 4. Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

 

Задание 5. Составить предложение из слов.

 Взрослый предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

 В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

 

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) — ....

 

Задание 7. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Понеслись к другой планете Космонавты на ... ракете

Видят звезд калейдоскоп, астрономы в … телескоп

Опасно незаметная и глазом не видна,

Такая темно-темная …. Черная дыра

Знает все наперечет  звезды в небе  … звездочет.

Она не звезда,  не планета, загадка Вселенной - … комета.

Отважный русский парень наш космонавт …. Гагарин.

 К Земле направляясь,  летит и летит

 Небесный космический … метеорит.

 Пусть все спят, ей не до сна, в небе не заснет … Луна.

 И как одинокий путник  летит по орбите … спутник.

 

 

Задание 8. Нарисовать картину на тему «Космос».

 

Задание 9. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением космической техники и космонавтов.

 

Задание 10. Пальчиковые игры.

 

«Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять –

(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит,

(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,

(Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну. 

 

«Комета»

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») 
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 

«Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

 

Задание 11. Игра «Скажи наоборот»

 Например:

далёкий — близкий тесный — ...

большой — ... улетать — ...

высокий — ... взлетать — ...

известный — ... включать — ...

тёмный — ... подниматься — ...

яркий — ...

 

Задание 12. Игра «Сосчитай-ка»

Например:

Одинбольшойметеорит,двабольшихметеорита,...,пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

 

Задание 13. Игра «Портрет пришельца»

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Ещё вариант: возьмём лист бумаги и поставим на нём несколько клякс. Теперь возьмём трубочку и раздуем кляксы в разные стороны. Дорисуйте элементы. Посмотрите, у кого кто получился

 

Задание 14.  Игра «Космические пазлы».

    Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

 

 

Задание 15.Игра «Сосчитай».Согласование числительных с существительными.

Ход игры:1 вариант: дети сидят кружком (если их двое, трое и т.д.),

 2 вариант: ребёнок сидит напротив родителя. Родитель придумывает космическое слово, например, ракета и кидает мяч ребёнку.

В 1-м варианте игры: первый ребёнок говорит:  - Одна ракета,  

второй  ребёнок        - две ракеты.

третий  ребёнок        - три ракеты и т.д..

Во 2-м варианте игры: 

родитель кидает мяч ребёнку, называя слово, (ракета одна, а две?…) ребёнок ловит мяч, а затем передаёт, откидывая мяч родителю, называя: …две ракеты. Снова родитель: три?… Ребёнок: …ракеты, Родитель: пять?.. Ребёнок: … ракет. И т.п.

Слова: ракета, космонавт, звезда, планета, (млечный) путь, скафандр, любое название планеты Луна, Меркурий, Марс, Венера, Солнце и т.д.)

 

 

Задание 16. Игра «Чего не стало?»

 Взрослый располагает на магнитной доске (столе) 5-6 картинок, просит внимательно посмотреть, назвать  и запомнить предметы. Далее закрыть глаза. Взрослый убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало.

 

 

Задание 17.  Почему Солнце всходит и заходит?

     Утром Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли.иНа самом деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а в другой раз - на темной, и у нас наступает ночь.

                                                                                                            М. Бул

Вопросы:

  1. Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?
  2. Что происходит на самом деле?

 

Задание 18.  Упражнение на дыхание «Чья ракета улетит дальше?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки ракет, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

   Ход: ракеты ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив ракеты. Педагог предупреждает, что продвигать ракету можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Марш» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья ракета дальше улетит (проскользит по столу).

 

 

 

Задание 19.Космические станции.

В будующем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.

   Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.

                                                                                                          М.Бул

Вопросы:

  1. Для чего нужны космические станции?
  2. Что сегодня делают на космических станциях?
14 декабря 2022 в 21:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.