Яблонская Ольга Александровна, учитель-дефектолог

Путешествие в весенний лес. День земли. - для старшего дошкольного возраста

Родителям рекомендуется:

 - побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами;

- вспомнить, какие цветы появились в марте, какие появляются в апреле, рассмотреть их части: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе); обратить внимание на цвет и запах цветов.

- побеседовать с ребенком о том, что 22 апреля отмечается  – «День Земли», люди всего мира выходят на улицы. Они сажают деревья, убирают мусор. Этот день – напоминание о том, что Земля – наш общий дом, что Россия – часть планеты Земля. А в доме должно быть чисто, светло и уютно всем

Задание 1. . Выучить пословицу о весне.

 Март с водой, апрель с травой, май с цветами

 

Задание 2. Дидактическая игра «Чей лист, чей цветок» (узнавание цветов по их отдельным частям с натуры).

 

Задание 3. Отгадать загадку.

Нарядные сестренки весь день гостей встречают,

медом угощают. (Цветы)

 

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными): одуванчик (какой?) — ... , мать-и-мачеха (какая?) — ... , незабудки (какие?) — ....

 

Задание 5. Прочитать ребенку стихи о цветах

                                    «Гвоздика»

Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонек?

Это дикая гвоздика новый празднует денек.

А когда настанет вечер, лепесток свернет цветок:

«До утра, до новой встречи!» И погаснет огонек.

                                  «Ландыш»

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;

Мне кажется, его задень — он тихо зазвенит.

                                 «Ромашки»

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке.

Такие веселые эти ромашки —

Вот-вот заиграют, как дети в пятнашки.

                         «Незабудки»

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал — веселых, голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

                       «Колокольчик»

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

                           «Одуванчик»

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова )

 

Задание 6. Игра «Если я приду в лесок».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет.)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет.)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да.)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да.)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет.)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет.)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да.)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да.)

 

Задание 7. Упражнение для пальчиков.

«Наши алые цветы»

 Наши алые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

 Наши алые цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают.

(Плавно разжать пальцы. Помахать руками перед собой.  Плавно сжать пальцы. Плавно опустить их на стол).

 

«Бутончики»
Каждый бутончик
(пальцы рук собраны в щепоть)
Склониться бы рад
Влево и вправо,
(раскачивать «бутончики»)
Вперед и назад.
От ветра и зноя
(соединить вместе локти и ладони рук)
Бутончики эти
(образуя один большой «букет»)
Спрятались быстро
В цветочном букете.

 

«Деревья в лесу»


Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)

 

Задание 8. Вырезать картинки с изображением первоцветов и вклеить их в альбом.

 

Задание 9. Прочитать ребенку стихотворения, обсудить их (выучить по выбору).

-Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба... (Я. Аким)

 

-На могучем тополе дружно почки лопнули.

А из каждой почки вылезли листочки.

Развернули трубочки, распушили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись и сказали: «Мы проснулись!»

 

-Травка зеленеет, солнышко блестит

Ласточка с весною в сени к нам летит. (А. Плещеев)

« Разговор с весной» (прочитать по ролям)

Ну весна, как дела? — У меня уборка.

Для чего тебе метла? — Снег смести с пригорка.

Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.

 

Все помою, просушу, Вас на праздник приглашу! (О. Высотская)

Взяли грабли и лопатки — в огород пошли ребятки.

Тут копают, там рыхлят, убирают мусор с гряд.

Репу сеют, лук сажают, а потом все поливают.

 

Задание 10. Подобрать как можно больше признаков к существительному: весна (какая?) — ранняя ...

 

Задание 11. Ситуации: «Что бы ты сделал, если бы увидел как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»;  «Как вы помогаете планете Земля?» (Игра с мячом «Хорошо – плохо»)

Задание 12. Подобрать предметы к признакам: весенний — день..., весенняя — гроза..., весеннее — солнышко..., весенние — дни... .

Задание 13. Подобрать существительные к действиям: (кто? что?): тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .

 

Задание 14. Ответить на вопросы по теме «Весна».

 Какие приметы весны ты знаешь?

 Когда ты заметил первые приметы весны?

Какие это приметы?

Назови весенние месяцы.

 Назови перелетных птиц. Расскажи о жизни птиц зверей весной. 

 

Задание 15. Упражнение на координацию речи с движениями.

 Мы лопатки взяли, грядки раскопали: раз-два, раз-два!

 Грабли в руки взяли, грядки причесали: Раз-два, раз-два!

 Семена рядами в землю мы бросали: Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

(Ребенок имитирует действия лопатой. Ребенок имитирует действия граблями. Ребенок имитирует разбрасывание семян).

 

Задание 16. «Пальчиковая гимнастика»

«Моя земля»

Как велика моя земля ( сжимают и разжимают пальцы), 

Как широки просторы!

Озера, реки и поля, леса, степь ( загибаем пальцы на обеих руках начиная с больших) и горы (делаем из рук «горы» над головой).

 

«Шар земной наш дом родной» 

В тёмном небе звёзды светят (Сжимают, разжимают кулачки) Космонавт летит в ракете. (Ладони соединены под острым углом.) День летит и ночь летит. И на Землю вниз глядит. (Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.) Видит сверху он поля, (Загибают по одному пальцу.) Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной наш дом родной. (Ладонями изображают шар.)

«Любимая наша Земля» 

Любимая наша Земля: (Ладонями изображают шар.)
Это озера, луга и поля, (поочерёдно загибать пальчики)
Лесные ключи, родники и пруды,
Море, пустыни, долины, сады.
Горы, овраги, леса, города.
Ясное солнце, ночная звезда.
И облака, что идут чередой,
И купол небесный над головой:
То серый, то синий, то голубой.
Звери и птицы, и мы с тобой.

 

Задание 17. Словесные игры: « Опиши, я отгадаю»; «Узнай животное по описанию»; «Какие цветы ты знаешь?»; «Кто что ест и как кричит?»;  

Задание 18. Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу».

Задание 19. Рисование на тему: «Расцвели красивые цветы»; Лепка «Забавные животные»; Рисование «Весенний лес»; Аппликация обрывная из цветной бумаги «Весна-красна!»; «Красивый букет»; Аппликация «Яркое солнце светит»; Рисование «Ветка с листочками» (Самостоятельная творческая деятельность)

Задание 20.  

Чтение художественной литературы:

1.А. Блок «На лугу»

2. С. Городецкий «Весенняя песенка»

3. В. Жуковский «Жаворонок»

4. Ф. Тютчев «Весенние воды»

5. М. Зощенко «Великие путешественники

6. К. Коровин «Белка»

7. Н. Телешов «Самое лучшее»

8. Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

9. Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

10. К. И. Чуковский «Ежики»

11. Б. Заходер «Мохнатая азбука»

12.И. Токмакова «Деревья в стихах»

13. В. Бианки «Мастера без топора»

14. В. Степанов «Птицы в стихах»

15. Ю. Энтин «О многих шестиногих»

16. А. С. Пушкин «Зимнее утро»

17.Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

18. М. Дружинина «Что на нашей улице»

19. В. Пальчинскайте «Гороховый домик»

20. С. Михалков «Сладкоежки»

21. С. Маршак «Стихи про кошек»

22. Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

14 декабря 2022 в 21:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.