Яблонская Ольга Александровна, учитель-дефектолог
Дидактические игры на тему: «Здравствуй лето!» - для старшего дошкольного возрастаРодителям рекомендуется:Провести беседу на тему, какие растения цветут летом? Какие летом заботы у лесных птиц и зверей? Каких насекомых можно увидеть в лесу и на лугу летом? Какие ягоды и грибы появляются в лесу летом? Чем люди занимаются летом? Подбери признак:
Ответь на вопросы:
Дидактическая игра «Расскажи о себе» Взрослый предлагает ребенку отправиться в волшебную страну цветов. Он «превращает» в цветок, но в какой, никто не знает (ребенок выбирает цветок, но не говорит какой.) О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подробности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Для описания нужно выбрать наиболее известные ребенку цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением. Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия» Задачи: — знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный); — учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка); — развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память; — воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем. Взрослый бросает ребенку и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, взрослый подсказывает и объясняет.
Дидактическое упражнение «Собери лепестки цветка из оттенков» Задачи: — формировать знания о наиболее известных в данной местности цветах, лепестки которых окрашены в разные оттенки; — учить складывать из отдельных элементов, окрашенных от самого светлого до самого темного оттенка одного цвета, лепестки цветка (например, анютиных глазок); — называть оттенки и цвета; — развивать эстетический вкус, чувство цвета, пространственное восприятие; — формировать чувство прекрасного. Оборудование: отдельные элементы лепестков цветов, окрашенные в разные оттенки одного цвета, имеющие разные формы. Взрослый предлагает ребенку выложить определенный цветок из частей лепестков, окрашенных в разные оттенки от самого светлого до самого темного, назвать их; украсить цветами панно.
Дидактическое упражнение «Найди причину» Задачи: — формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе; — строить придаточные предложения; — развивать причинностное мышление, фразовую речь; — воспитывать ответственность за собственные поступки. Взрослый зачитывает ребенку начало предложения со следствием событий, а ребенок должен достроить его, указывая причину. Варианты Летом на клумбах можно увидеть много разных цветов, только не было тюльпанов и нарциссов, потому что... (они отцвели весной, это весенние цветы). Все лето клумба с астрами была зеленой, не разноцветной и лишь в сентябре стала пестрой от цветов, потому что... (астры — осенние цветы). Все цветы на клумбе завяли, потому что... (их долго не поливали, стояла жара). Стебли цветов были тонкими, слабыми, цветки мелкими, невзрачными, потому что... (их не подкармливали удобрением). Утром хозяйка приехала на дачу и увидела, что в цветнике все цветы лежат на земле, а в листьях пробиты дырочки. Это случилось, потому что... (ночью были град и сильный ветер). Хозяйка не смогла сделать красивый букет из анютиных глазок (виолы), георгинов, настурции, ромашек, потому что... (эти цветы разной высоты, не сочетаются в букете). Осенью хозяйка посадила на даче четыре розовых куста, а весной выпустили листочки только два, потому что... (остальные замерзли, их плохо укрыли на зиму). Семена однолетних цветов не проросли, потому что... (клумбу не поливали, было холодно, посадили в холодную землю, залило дождем и они сгнили).
Дидактическое упражнение «Найди родственные слова» Задачи: — закреплять знания о садовых цветах; — развивать умение находить однокоренные слова, внимание. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать стихотворение и найти в нем однокоренные слова (цветник, цветочный, первоцветы, цветут, соцветия, разноцветный, цветочная, цветущие, цветовод, пустоцвет), запомнить их и назвать. После этого придумать с данными словами предложения. Цветник Цветник в нашем парке все лето красив. В нем праздник цветочный повсюду. Весной первоцветы здесь нежно цветут. Букет хризантем осень будит. Соцветия флоксов нектаром полны, А рядом анютины глазки. Ковром разноцветным петунья зовет. Не клумбы — цветочная сказка! Как чудо, цветущие розы в саду! Не зря цветовод их так любит. В траве земляника лесная цветет, В цветках пустоцвета не будет.
Загадывание загадок о цветах Задачи: — активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания цветов; — развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения; — развивать речь. * * * Белый цветок, кислый листок — В суп пригодится. Зовут его... (кислица). * * * В белой шапке стоит дед, Если дунешь, шапки нет! (Одуванчик.) * * * Если я отправлюсь в путь, Он посмотрит на меня И шепнет мне: «Не забудь Про родимые края!» Голубой цветочек хрупкий, Он зовется... (незабудкой). * * * Вдоль дороги у межи В золотистой спелой ржи, Словно синий глазок, Смотрит в небо... (василек), * * * Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (Ирис.) * * * Пахучая и нежная, Она, как королева. Хоть телом и колючая, Но средь цветов все ж первая. (Роза.) * * * Цветем одно мы лето И украшаем сад. На бархат мы похожи, Нам каждый будет рад. (Бархатцы.) * * * Все глазками увидеть можем, На глазки девочки похожи. Какой расцветки только нет! Анюте шлем мы свой привет. (Анютины глазки, виола.) * * * Знакома с детства каждому Их белая рубашка. С середкой ярко-желтой Что за цветок? (Ромашка.) * * * Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми... (гвоздиками). * * * Зеленый плот По реке плывет, На плоту красавица Солнцу улыбается. (Кувшинка.) * * * Четыре ярко-красных Блестящих лепестка И зернышки в коробочке У этого цветка. Коробочка засохнет И лопнет на заре, А зернышки рассыплются По утренней траве. (Мак.) * * * Словно шарик золотой, У меня головка. На высоком тонком стебле Держится так ловко. (Золотой шар.) * * * Зовут нас, словно девочку, Мы цветики-малышки. Бордюры из малышек В саду совсем не лишние. (Магаритки.) Игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака» Задача: развивать воображение, внимание, образность. Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака» Задача: развивать воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища и совместно сочинять историю. Взрослый (предлагает зачин сказки). В одной сказочной стране высоко, высоко в летнем, голубом небе нежилось на солнышке маленькое белоснежное облачко. Оно было очень любопытным. С утра до вечера смотрело облачко сверху вниз и наблюдало за тем, что делается внизу, на земле. Далее предлагает детям придумать, что могло случиться с облачком, куда оно могло уплыть, с кем повстречаться, во что превратиться? 14 декабря 2022 в 21:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.