Яблонская Ольга Александровна, учитель-дефектолог

Консультация: «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РАС»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РАС»

Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством аутистического спектра.

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с реб нком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль.

Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.

Данный текст предлагает родителям советы, направленные на улучшение качества взаимоотношений.

1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной.

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье реб нка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам реб нка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать реб нка с РАС, вызвать у него истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность реб нка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2. Не отождествляйте себя с реб нком.

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении реб нка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание. Примеры:

а) Реб нок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока реб нок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за реб нка постоянно.

б) Реб нок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у реб нка возникнут вопросы).

3. Не забывайте о необходимости самообразования.

Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного реб нка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской, комбинируйте методики, исходя из реакций реб нка.

Примеры:

а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим реб нком и найдите действенные для него методы.

4. Не игнорируйте сильные стороны реб нка с РАС.

Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей.

Реб нок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны.

Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия реб нка.

Примеры:

а) Реб нок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.

б) Реб нок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС.

Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии.

Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у реб нка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.

Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если реб нок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдво м или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей реб нка.

Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего реб нка в этой области. Представьте, что вс вокруг вас ор т на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осозна т ваш реб нок.

Ваша задача — облегчить ему это состояние.

Примеры:

а) Реб нок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда реб нка.

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (ш лк, шерсть), если реб нок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

7. Не применяйте физическое насилие.

Наказание ремн м, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяж лое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.

Советы родителям детей с РАС. Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие реб нка соблюдали следующие рекомендации:

Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так реб нок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с реб нком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения реб нка. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у реб нка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.

Посещать занятия со специалистами. За любой успех реб нка надо поощрять. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС. Что же жд т в дальнейшем реб нка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Вс зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты вс равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, реб нка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь реб нок с РАС очень нуждается в поддержке.

23 октября 2023 в 23:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.