Яблонская Ольга Александровна, учитель-дефектолог

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 29376.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Ольга Яблонская (УИ №2507095, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Консультация: «Нетрадиционные методы работы с детьми ОВЗ»

«Нетрадиционные методы работы с детьми ОВЗ»

Основные правила использования нетрадиционных методов коррекции

Нетрадиционные методы коррекции и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.

Существует ряд правил, которым подчиняются абсолютно все нетрадиционные методы. В большей степени они относятся ко всем участникам процесса:

· независимо от вида занятий они должны нравиться дошкольнику, если через две-три попытки ему он не подошло, надо от него отказаться;

· всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий:

· абсолютно все, что используется на «занятиях» должно быть максимально безопасным.

Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.

Принимаясь за такие методы, родители обычно работают в паре с педагогом или тренером. Необязательно ежедневное посещение занятий или тренировок, но вот выполнение заданий и дисциплина каждый день важны. Если мать будет только водить ребенка на занятия, не будет подкреплять с ним полученное дома, то все усилия будут бесполезны. Обычно педагоги сами предлагают домашнее задание, чтобы он не терял тонус между занятиями.

Немаловажна и ритуальность в этом вопросе – специальное время, традиции, вещи для интересного занятия. Ребенок должен осознавать куда идет, готовиться к этому.

Основные нетрадиционные методики коррекции

Все виды коррекционной терапии, разрабатываются исходя из особенностей основного заболевания. Наиболее сложные из них созданы для детей с нарушениями психического, психологического и неврологического характера, существуют и для обладателей, имеющих патологии физического и физиологического характера.

Практически все методики имеют приставку «терапия», это их в большей степени приближает к медицине, так как они достаточно хорошо воздействуют на здоровье.

Некоторые из них включают в себя общение с животными. Это могут быть как наиболее распространенные собаки, лошади, дельфины, так и менее распространенные коты, грызуны и даже жители фермы. Эта методика включает в себя общение со специально обученными животными, нельзя их путать с обычными. Конечно, если ребенок проявит желание общения с собакой или кошкой на занятии, если это позволяет семейная обстановка будет целесообразно завести такого питомца и дома, это благотворно влияет на психическое развитие.

Методики, основанные на физическом и физиотерапевтическом воздействии на тело – массажи, плавание, спорт. Также могут помочь ребенку не только психологически, но и физически, но они должны проводиться только квалифицированным персоналом.

Отдельной группой можно выделить занятия, основанные на музыке, рисовании и других творческих занятиях. Здесь не только преподаватель, но и родитель может принимать участие в процессе. Главное при выборе такого увлечения убедиться в том, что оно нравится ребенку.

Примеры нетрадиционных методик коррекции основанных на творчестве

Форма работы с ребенком с ОВЗ, только игровая. Он должен хотеть делать то, что ему предлагается, не стесняться неудач и радоваться результату. Только так можно добиться успеха, особенно у детей с задержкой развития, психическими или психологическими отклонениями.

Рисование

Видов и техник рисования множество:

· кисточками;

· пальцами;

· карандашами;

· углями и мелками;

· щетками;

· выдыханием воздуха через трубочку для сока;

· мятой бумагой;

· ватными палочками.

Творческие занятия для развития мелкой моторики рук

Творчество, как и рисование, развивает воображение, но при этом оно более масштабно. К творческим заданиям относят:

· лепку;

· аппликации;

· все виды рукоделия;

· гончарное дело.

Игры с уклоном на дефектологию и логопедию

Отдельно можно выделить интеллектуальные игры на развитие речи. Они включают в себя артикуляционную гимнастику, проговаривание букв и слов, развитие разговорных и коммуникационных навыков. На занятиях могут использоваться:

· предметы;

· карточки;

· игрушки;

· аудио- и видеоматериалы.

Нетрадиционные методики занятий с детьми, позволяют ребенку расслабиться, а заинтересованным родителям и учителям мягко преподнести ему новую информацию и ощущения, которые напрямую будут влиять на его физиологическое, психологическое и умственное развитие.

В основе обучения не могут лежать только определенные методики, лучше, когда используется их комплекс. Но не стоит забывать о физических возможностях того, для кого они предназначены. Если он чувствует усталость или дискомфорт – их надо прекратить, никакой пользы от них не будет. Прежде чем использовать любые методики, как в группе, так и индивидуально, следует проконсультироваться со специалистом, какой именно вид терапии разрешен и не будет ли он опасен. Особенно это касается методик, основанных на физических нагрузках или плавании.

 

23 октября 2023 в 23:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.